Чему учить, что развивать

21.06.2021
  • боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слухового и зрительного восприятия дорожной среды;
  • умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;
  • умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т.д.);
  • развивать наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;
  • глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.;
  • чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха.

Помните! В связи с легким забыванием инструкций, поверхностным восприятием требований Правил дорожного движения необходимо использовать большое количество практических занятий и постоянно напоминать о необходимости быть осторожным.

При обучении дошкольников (затем и школьников) ПДД следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности.

Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее.

Так, ребенок, у которого развит слуховой канал восприятия информации («аудиал»), внимательно слушает, «схватывает на лету», чаще будет просить повторить сказанное, в частности название знака или Правила дорожного движения (в то же время у таких детей может не быть «чувства тела», а движения будут нескладные). В случае если развит зрительный канал («визуал»), информация воспринимается в виде образов, графиков, таблиц, картинок, т.е. ребенку нужно на что-то смотреть, и он обязательно попросит еще раз показать, как выглядит, например, грузовой автомобиль.

При преобладании канала, связанного с тактильными ощущениями, двигательной активностью, мышечной памятью («кинестетик»), ребенку необходимо щупать, трогать, что-то делать, т.е. двигательно пережить ощущения, связанные со словесной информацией (как правило, такие дети захотят вырезать из бумаги или нарисовать пешехода, переходящего дорогу, поиграть в подвижные игры по ПДД и т.д.). Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах.

Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он будет хорошо ориентироваться в спокойной обстановке. В случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на месте. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации.

Большинство дошкольников (часть младших школьников) — «кинестетики», воспринимающие лучше невербальную информацию, поэтому вербальный (словесный) метод обучения Правилам дорожного движения будет мало эффективен. Большинство педагогов используют на занятиях вербальный язык как основной, причем сами они говорят до 80% всего отведенного времени, ориентируясь на детей -«аудиалов», тогда как большинству детей необходима активность и движение.

Любой вербальный метод изложения (рассказ, объяснение и др.) необходимо дополнять использованием таблиц, макетов, схем, презентаций, рассказами самих детей, а также играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием дорожных ситуаций и чтением вслух.

Важно! Не перегружать непонятной терминологией по правилам безопасного поведения. Также надо помнить, что на детей дошкольного возраста большое влияние оказывает пример родителей, взрослых и всех «значимых других людей».

АиП ОГАИ Фрунзенского РУВД г.Минска