Законным представителям учащихся

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА 2022

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Обращаем ваше внимание на то, что в нашей школе с 1 сентября 2022 года, согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь, будет установлен единый регламент в одежде учащихся І-ХІ классов. Для мальчиков (юношей) пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими или длинными рукавами; для девочек (девушек) – пиджак, жилет, юбка или брюки, блузка с короткими или длинными рукавами. Цветовая гамма определяется классическими оттенками синего и черного цветов.

Для учащихся обязательным элементом школьной формы определен ЖИЛЕТ ТЁМНО-СИНЕГО ЦВЕТА.  При приобретении одежды к новому учебному году предусмотрите, пожалуйста, покупку данного элемента в гардероб вашего ребенка. C каталогом «Школьная коллекция 2022-2023», представленным концерном «Беллегпром» можно ознакомиться по ссылке.

Школьная форма 2022

К началу учебного года для учащихся І-ХІ классов заказаны значки с эмблемой школы. Cтоимость значка – 2,5 рубля. 
Линия-разделитель
свернуть

ПАМЯТКА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ПАМЯТКА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ СВОИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА

За последнее время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Основным фактором, обуславливающим повышенный риск детского травматизма и смертности, является оставление детей без присмотра. Детская шалость, неосторожное обращение с огнем зачастую становятся причинами возникновения пожара. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК Республики Беларусь.

Оставление детей в опасности

Статья 159 «Оставление детей в опасности»

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

Оставление детей в опасности

Чтобы уберечь детей от беды, необходимо соблюдать некоторые правила безопасности:

  • не оставляйте детей без присмотра даже на самое короткое время;
  • храните спички, зажигалки, острые предметы, лекарства в недоступном для детей месте. Научите малышей сообщать вам о случайно найденных ими спичках или зажигалках;
  • если ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните спокойно и твердо, что спички и зажигалки - это предметы, с которыми надо быть осторожными;
  • следите, чтобы в квартире или доме все бытовые приборы находились в исправном состоянии, не перегружалась электросеть;
  • не оставляйте ребёнка возле включенных электроприборов, строительных инструментов, а также не разрешайте маленькому ребенку самостоятельно включать бытовую технику;
  • объясните ребенку, что во время пожара нельзя прятаться, а нужно немедленно убегать на улицу или балкон и звать на помощь;
  • не храните предметы бытовой химии в зоне досягаемости ребёнка: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы;
  • не давайте детям для игры мелкие предметы (пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы и т.п.): ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши, что станет непосредственной угрозой для здоровья, а иногда и жизни ребенка;
  • не оставляйте открытыми окна в доме или квартире;
  • не позволяйте детям играть вблизи строящихся объектов, разрытых теплотрасс, котлованов под инженерные коммуникации, песчаных карьеров либо водоемов;
  • выучите с детьми номера службы спасения 101 и 112 и алгоритм действий в случае возникновения пожара.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЭТИМИ ПРАВИЛАМИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НЕОБРАТИМЫМ ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

свернуть

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — ЭТО ЕДИНСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

развернуть

Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи. Требуется, особенно в первые годы обучения ребёнка в школе, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Школа должна быть открытой для них, она должна стать и школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.

«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» – многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.

В результате реализации проекта «Родительский университет» 

*для каждого конкретного ребенка:

  • будет возможным простроить систему индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия учителя и семьи, родителей (лиц их замещающих): полная информированность обеих сторон (семьи и школы);
  • своевременное и согласованное взаимодействие/педагогическая взаимопомощь;
  • коррекция и регулирование возможностей ребенка в достижении определенных образовательных результатов и многое другое

* для каждой конкретной семьи:

  • будет доступным иметь самую полную картину о возможностях ребенка в саморазвитии;
  • возможность скорректировать систему ценностей и целей образования ребенка;
  • избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания;
  • учитывать возможности договорных/партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом всех реалий школы, возможностей и притязаний семьи.

Цель родительского университета:  

создание единой образовательной среды в школе и семье.

Задачи родительского университета:

  • во-первых, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботились о ней, приходили к ней на помощь;
  • во-вторых, чтобы помочь родителям устанавливать гуманно-личностные взаимодействия с детьми в семье;
  • в-третьих, забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом.

Система работы родительского университета основана на следующих взаимодействиях:

Позиция родителя и педагога по отношению к ребёнку. Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеет возможность узнать ребёнка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание себя, мира и утверждение добра.

Результаты активного просвещения/обучения родителей через систему родительских университетов:

  • Родители – просвещенные потребители образовательных услуг
  • Родители – просвещенные партнеры школы
  • Родители – пропагандисты школы
  • Родители – эксперты
  • Родители – школьные управляющие
свернуть

LOGIC.BY ПРОЕКТ "СОВЕРШЕНСТВУЙ ИНТЕЛЛЕКТ"

развернуть

Logic.by

Logic.by

Для закрепления знаний и применения их на практике мы проводим и участвуем в олимпиадах.

Участвовать могут все желающие!

Победителей ждут призы и подарки.

Logic.by

свернуть

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА EFFOR.BY

развернуть

Ребенок плохо мотивирован. У него опустились руки, так как ничего не получается. Ослаблен контроль за его обучением. EFFOR.BY предлагает:

  • оригинальные подходы к мотивации;
  • индивидуальную программу «устранение пробелов в знаниях»;
  • простые и удобные инструменты контроля.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА EFFOR.BY

 

свернуть

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ

развернуть

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное. Интернет для детей таит в себе множество опасностей.

Безопасный интернет

 

Лучший способ защиты детей – правильное воспитание. Научите своего ребенка отличать хорошее от плохого.  Объясните ему, как следует вести себя в той или иной ситуации. Предупрежден - значит вооружен. Помогайте ребенку решить его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку. Все то, чему вы учите своего ребенка, вы должны подкреплять собственным примером, иначе от обучения будет мало пользы.

Безопасный интернет

Безопасный интернет

свернуть

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

развернуть

В соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета от 15 сентября 2015 года № 2467 на базе ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Первомайского района г. Минска» 05 октября 2015 года в режиме эксперимента открыто социально-реабилитационное отделение для подростков, подверженных различным видам наркотической зависимости.

Адрес отделения
г.Минск, ул.Тикоцкого, д.59

Телефоны для справок
380-46-52, 267-91-50
Пн - Пт
9.00 - 18.00

Открытие социально-реабилитационного отделения обусловлено необходимостью выполнения положений Декрета Президента Республики Беларусь № 6 от 28 декабря 2014 года «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, в г. Минске, утвержденного решением Минского городского исполнительного комитета о 30 июня 2015 № 1779.

Работа социально-реабилитационного отделения для подростков организуется по программе вторичной профилактики наркомании для несовершеннолетних, эпизодически допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

Социально-реабилитационное отделение предназначено для своевременного оказания помощи подросткам, страдающим наркотической зависимостью и их возврата к полноценной здоровой жизни.

Основные направления деятельности отделения:

  • социальная реабилитация и адаптация подростков, имеющих зависимость от наркотических веществ;
  • профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни;
  • оказание помощи и поддержки подросткам и законным представителям.

Работа с подростками предусматривает реализацию реабилитационных программ, коррекцию поведения несовершеннолетних, организацию образовательного процесса, проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также организацию занятости воспитанников.

В структуру реабилитационной программы входят:

  • индивидуальные консультации для подростков с целью мотивирования на прохождение курса реабилитации и отказа от употребления наркотиков;
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие мероприятия для подростков;
  • индивидуальные консультации для родителей подростков.

Отделение рассчитано на две группы с общим количеством несовершеннолетних 15 человек.

Социально-реабилитационное отделение работает в режиме дневного пребывания: с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00, в субботу – с 9.00 до 15.00.

Работа с родителями подростков в будние дни организуется с учетом графика работы законных представителей, в субботу – на протяжении всего дня.

В период нахождения в реабилитационном отделении несовершеннолетним предоставляется 3-х разовое питание: обед, полдник, ужин.

Социально-реабилитационное отделение для подростков, подверженных различным видам наркотической зависимости ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Первомайского района г. Минска» находится по адресу: г. Минск, ул. Тикоцкого, 59, контактные телефоны: 380-46-52.

Специалисты социально-реабилитационного отделения:

  • педагоги-психологи: Михайловская Виолетта Васильевна, Гиль Анастасия Васильевна, Камищенко Иван Фёдорович, Кондаурова Анна Григорьевна;
  • педагог социальный: Кирпичникова Елена Владимировна.

Социально-реабилитационное отделение

Материалы для скачивания:

визитка

буклет

свернуть

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В УЧЁБЕ

развернуть

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. Возможные причины школьной неуспеваемости:

  • у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  • он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  • не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  • преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Рекомендации родителям учащихся начальных классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.

15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

свернуть

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЕМЬИ

развернуть

15 мая в Беларуси отмечается Международный День семьи

В наше время семья — это важнейшая среда для сохранения и передачи из поколения в поколение культурных ценностей, национальных традиций, она нравственно и материально поддерживает детей, стариков и инвалидов.

По результатам выполнения странами Целей развития тысячелетия и Глобальных показателей в области здоровья, основными для нас являются:

  • улучшение охраны материнства;
  • сокращение детской смертности – должна быть снижена на ¾ за период до 2015 года.

Основными задачами по улучшению охраны материнства являются:

  • снижение материнской смертности является одной из восьми Целей тысячелетия в области развития, принятых на саммите тысячелетия ООН в 2000 году;
  • обеспечение к 2015 году всеобщего доступа услугам по охране репродуктивного здоровья.

По международному рейтингу «Спасем детей» («Save  theChildren») Республика Беларусь занимает 26-у место среди 176 стран мира и 1-е место среди стран СНГ, благоприятных для материнства и рождения детей.

В Республике Беларусь показатель материнской смертности за период (1990 – 2013гг) по критерию среднегодового темпа снижения составляет -1 (минус-1) случай на 100 тысяч рожениц и является одним из показателей стабильности белорусской системы здравоохранения, наряду с такими странами, как Израиль, Польша, Финляндия.

Динамика материнской смертности также в полной мере отражает состояние государственной политики по укреплению системы охраны материнства и детства и с 2010 года по республики регистрировались по 1 случаю смерти женщин от акушерских причин, и в 2014 году составила 0,8 на 100 000 живорожденных.  (2012 – 0,9 на 100000).

Принятые меры наряду с благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости в стране. Начиная с 2004 года, произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах.

В 2014 году коэффициент рождаемости в Беларуси составил 12,5 на 1000 населения.

Изменившиеся в последнее двадцатилетие социально-экономические условия жизни в стране, негативное влияние экологии и прочие средовые факторы привели к ухудшению репродуктивного здоровья

По данным статистики на 100 000 населения регистрируется 153,7 случаев женского бесплодия (2013 г.-148,5) и 20,6 мужского (2013 г.-23,8).

Впервые установлен диагноз у 50,7 % женщин и 4,5 %  мужчин.

Удельный вес бесплодных супружеских пар в Республике Беларусь составляет 14,5-15 процентов.

Одной из причин бесплодия, безусловно, является прерывания беременности.

Последние годы происходит поступательное снижение количества прерываний беременности и данный показатель в 2014 году  по системе Минздрава составил 10,8 на 1000 женщин фертильного возраста или 21,0 на 100 родов.

Структура  абортов по возрастному составу женского населения  за последние шесть лет не изменилась и 45 % абортов регистрируется у женщин наиболее активного репродуктивного возраста  20 -29 лет.

В 2014 году количество прерываний беременности у подростков уменьшилось и составило 1,4% - 351 (2013 г.-1,5%- 399) от всех прерываний, из них 10,38% прервали беременность с помощью лекарственных средств.

В 2014 году  в республике начато было проведение масштабных профилактических акций «В защиту жизни».

В каждом регионе при поддержке исполнительной власти, депутатов палаты представителей Национального собрания, БПЦ, областных исполнительных комитетов, общественных организаций проходили акции, направленные на привлечение широкого общественного внимания к вопросам семьи, увеличению рождаемости, сокращению количества искусственных абортов, формирование позитивного отношения к семейным ценностям.

По результатам проведения мероприятий Акции и предабортного консультирования 20% - 23% женщин приняли решение сохранять беременность.

Статье 27 Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» - в организациях здравоохранения должны быть созданы условия и обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности.

В 2015 году с 23 марта по 3 апреля, в соответствии с утвержденным планом Министра здравоохранения и Митрополита, мы провели во всех регионах духовно – просветительные Акции «Вместе - в защиту жизни, нравственности и семейных ценностей», которые были направлены на обучение специалистов по проведению предабортного психологического консультирования и возрождения традиционных духовно – нравственных ценностей: законный брак, деторождение, значимость человеческой жизни, многодетность, почитание старших.

У нас созданы все условия для более ранней реализации репродуктивных установок, беременности и родов у женщин, планирующих беременность и повторнородящих, которые по каким-либо причинам не могли  иметь ранее детей.

Уже более 17 лет в республике («ГУ «РНПЦ Мать и дитя», УЗ «Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья», УЗ «ГКРД № 2» с 2014 г.) успешно применяются репродуктивные технологии, принося великое счастье отцовства и материнства.

С принятием Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» появилась законодательная возможность проведения экстракорпорального оплодотворения

За период 2014 года в государственных организациях выполнено 1307 законченных циклов ЭКО (2013 г.-1058), клиническая беременность наступила  в  40,1% (2013 г.-39,1).

В соответствии с Национальной программой Демографической безопасности проведено 107 бесплатных циклов подсадки эмбрионов в программе 3-го по счету ЭКО.

С 2005 года наблюдается устойчивая тенденция роста количества родов: 117688 в 2014 году и число нормальных родов выросло с 35, 1 % в 2009 г. и последние два года составляет 40,0 %.

Многоплодные роды составили 1318 случаев – 1,11 % от всех родов.

Из них двойни: 1298 – 98,4  %, тройни – 20 -  1,5 %.

Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности в стране. В последние годы отмечается стабилизация заболеваемости среди беременных женщин, которая в 2014 году составила  – 71,1 процент женщин имеют осложненное течение беременности, что сказывается на их детородной функции, а в последующем – на состоянии здоровья детей.

Ухудшение здоровья каждого последующего поколения означает для страны снижение качества ее человеческого потенциала.

С 2000 г. показатель младенческой смертности неуклонно снижается и в 2014 г. составил – 3,5 %о, а за три месяца 2015 г. – 3,3%о.

Родилось детей за 3 месяца 2015 года – 27812 (2014 – 27690).

Коэффициент детской смертности за три месяца 2015 г. составил – 4,0 (2014 г. – 5,0).

Для защиты и расширения прав матери и ребенка, в интересах семьи, успешно продолжается реформирование национального законодательства.

Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Всем детям предоставляется бесплатная медицинская помощь, включающая профилактику, диагностику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Существующая сеть организаций здравоохранения обеспечивает доступность и качество всех видов медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям.

100 % женщин имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию.

Практически 100 % деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении.

В республике обеспечена деятельность родовспомогательных учреждений по принципу разноуровневых перинатальных центров, что позволяет оказывать медицинскую помощь беременным с тяжелой экстрагенитальной патологией и новорожденным, нуждающимся в интенсивной терапии и реанимации.

В результате данной системы организации перинатальной помощи и ее эффективного функционирования увеличилась доля недоношенных детей с массой тела менее 1000 г среди рожденных в учреждениях III и IV уровня.

Успехи перинатальной помощи и интенсивной неонатологии способствовали ежегодному увеличению числа выживших младенцев, включая недоношенных.

Выживаемость до года детей, родившихся с экстремально низкой массой тела (до 1000 г) составила в 2014 году 82% (в 2012 году 79%).

Родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка, широко поддерживаются  принципы грудного вскармливания.

Министерство здравоохранения предлагает со своей стороны полный спектр услуг для сохранения здоровья матери и ребенка.

Несмотря на высокий уровень медицины, не снимает с каждого белоруса обязанность следить за состоянием собственного здоровья, ответственно относиться к материнству и отцовству.

Оценивая правовое регулирование общественных отношений в сфере материнства и детства, можно сказать, что медицинская помощь матерям и детям отвечает приоритетным направлениям государственной политики и реализует запросы организаций и граждан, и убедительно выглядит на общеевропейском и международном уровне.

Главный акушер – гинеколог МЗ РБ                                  Сорока С.А.

свернуть