Советы дефектолога

Захарченя Ирина Анатольевна

Захарченя Ирина Анатольевна

График работы

Понедельник

12.15-18.15

Вторник

12.15-18.15

Среда

12.15-18.15

Четверг

12.15-18.15

Пятница

12.15-18.15

Индивидуальные консультации:

Первая среда каждого месяца – 11.15 – 12.15


Ермакович Анфиса Ивановна

Ермакович Анфиса Ивановна

График работы

Понедельник

11.15 - 18.10

Вторник

12.15 - 18.00

Среда

11.15 - 18.10

Четверг

11.20 - 18.10

Пятница

12.10 - 18.00

Индивидуальные консультации:
Первая пятница месяца – 11.00 - 12.00


 
 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Особенности речевого развития учащихся могут стать серьёзным препятствием на начальных этапах овладения младши­ми школьниками письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Чем раньше и качественнее начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно ре­чевых недостатков, неосложненных вторичными наслоениями, а в некоторых случаях и сопутствующей им педагогической запущенности.

Зачисление на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) осуществляется после прохождения учащимися, нуждающиеся в данном виде помощи в ПКПП школы, психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на базе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Учащиеся средней школы № 140 могут пройти комиссию в ЦКРОиР № 2 Фрунзенского района (ул. Лынькова, 39).


ЦЕНТРЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Фрунзенский район г.Минска
развернуть

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДИСЛЕКСИЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.
развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ДИСЛЕКСИЯ – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.

 Механизмы дислексии

  • Трудности в овладении звуковым анализом слов.
  • Бедность словарного запаса.
  • Малый объем оперативной словесной памяти.
  • Замедленность припоминания слов.
  • Низкая способность запоминать и воспроизводить знаки в заданной последовательности.
  • Повышенная утомляемость.
  • Трудности концентрации внимания.

Совокупность данных механизмов приводят к особенностям чтения, которые проявляются в ряде трудностей:

  • в определении границ предложений;
  • искажении звуко-слоговой структуры слов: «ЖНЯ» вместо «ЖЕНЯ», «ПТИПЦА» вместо «ПТИЦА», «ГРУДОЙ» вместо «ДРУГОЙ»;
  • замене букв по принципу сходства соответствующих им звуков: «ЖУК» ребенок пишет или читает «ШУК», вместо «НОСИК» – «НОЗИК».

В основе этих ошибок чаще всего лежат особенности формирования фонематического слуха.

  • аграмматизм при письме и чтении: «ПЯТЬ МЯЧОВ» вместо «ПЯТЬ МЯЧЕЙ», «СИНЯЯ КРЕСЛО» вместо «СИНЕЕ КРЕСЛО»;
  • замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание или прочтение (затруднено различение графических изображений букв).

Ошибки при чтении и письме выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «ЩЕПКА», ребенок будет затрудняться, как прочитать первую букву: то ли «Ш», то ли «Щ», то ли «Ц».

  • путаница в арифметических знаках;
  • отсутствие восприятия смысла прочитанного, непонимание сути слова, предложения (при правильном прочтении).

 Негативные последствия дислексии в школе

  • Хроническая неуспеваемость по чтению и письму.
  • Болезненные переживания при чтении вслух при детях, фобия чтения.
  • Невозможность пользования текстами в учебниках.
  • Плохое понимание условий задач по математике.
  • Крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

  • Безоценочное принятие своего ребенка!
  • Психологическая поддержка.

После многочисленных двоек и троек, а также неприятных разговоров в школе, дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Помогайте своему ребенку, на начальных этапах читайте ему задания из учебников, тем самым снижая уровень тревожности.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не стремитесь наращивать скорость чтения и письма – ребёнок должен основательно почувствовать отдельные звуки (буквы). Подход больше читать и писать успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

  • Снижение общей нагрузки чтения текстов вслух (не заставляйте ребенка читать вслух, разрешайте чтение «про себя»).
  • Расширение словарного запаса.
  • Совместное прочтение книг.
  • Переписка с ребенком (повышает практическую мотивацию усвоения чтения).
  • Создание позитивной поддержки при выполнении упражнений.

Примеры упражнений

  • Предложите ребенку найти в комнате слова на определенный звук (например, «С»). Вспомните эти слова на следующий день.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», предложите разделять их. Оказывайте посильную помощь, в случае затруднений.

Задание можно усложнять, используя предложно-падежные предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМКБАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.

  • По очереди вместе с сыном (дочкой) называйте слова, начинающиеся на последний звук предыдущих слов, например, «папа – аист – тарелка – альбом – мел – листик – кнопка» и т.д.
  • Сравнивайте слова по звуковому и слоговому наполнению.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «стул – стульчик» и т.п.
  • Учите ориентироваться в понятиях «право – лево» как на себе, так и на манекене.
  • Найдите буквы среди наложенных, зашумленных и др.

Помните:

Ребенка с ДИСЛЕКСИЕЙ – невозможно «вылечить»,

потому что это не болезнь, но с правильной помощью

его можно научить читать!

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители Если у вас есть даже незначительные сомнения по поводу уровня развития речи вашего ребенка, а тем более, если вы четко видите недостатки в его речевом развитии, не стоит надеяться на то, что он вырастет и сам научиться говорить. Вам необходимо обратиться за консультацией к специалистам для получения (в случае необходимости) коррекционно-педагогической помощи
развернуть

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет в дальнейшем овладеть чтением и письмом.

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника?

1. Звукопроизношение

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

2. Фонематические процессы

Ребенку нужно уметь различать на слух похожие звуки, например, [п] - [б], [ш] - [ж], [с] - [з]. Старший дошкольник, не различающий оттенки звуков на слух, будет смешивать буквы, обозначающие эти звуки на письме.

Важно уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове, уметь самому придумывать слово на заданный звук, подбирать слова с заданным звуком, определять количество и последовательность звуков в слове (2–4 звука) с гласными А, О, У, Ы, Э.

Примечание: слова с гласными Я, Ю, Е, Ё анализируются в 1-ом классе во второй половине учебного года.

3. Слоговая структура слов

К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

4. Словарный запас

Словарный запас ребёнка дошкольного возраста  должен быть достаточно развитым (не менее 2000 слов) и включать в себя все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребёнка.

5. Грамматический строй речи

Родителям следует обратить внимание на способность ребенка правильно:

  • образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных (стол – столы, глаз – глаза, дерево – деревья);    
  • согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (голубой вагон – голубая рубашка – голубое небо, нет голубого вагона – голубых рубашек – голубого неба);
  • согласовывать числительные один, одна, одно; два, две, пять c существительными (5 домов, 2 зайца, 1 тарелка и т.д.), а также числительные с прилагательными и существительными (2 высоких дома, 5 высоких домов);
  • употреблять и понимать значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

Помимо вышеперечисленных навыков ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь образовывать:

  • существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище);
  • существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр – тигрёнок, заяц – зайчонок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок);
  • существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, пианист, актёр, комбайнёр и др.);
  • глаголы, путём добавления  приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.);
  • прилагательные  от существительных (дерево – деревянный, пух – пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый, лиса -- лисьи).

6. Связная речь

Ребёнку, поступающему в школу, необходимо уметь:

  • формулировать вопросы;
  • развёрнуто и полно на них отвечать;
  • запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения;
  • описывать события из собственной жизни;
  • делиться своими впечатлениями от увиденного;
  • составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин.

Уважаемые родители!

Если у вас есть даже незначительные сомнения по поводу уровня развития речи вашего ребенка, а тем более, если вы четко видите недостатки в его речевом развитии, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Вам необходимо обратиться за консультацией к специалистам для получения (в случае необходимости) коррекционно-педагогической помощи.

Такую консультацию вы можете получить:

  • в пункте коррекционно-педагогической помощи на базе вашего детского сада;
  • у логопеда детской поликлиники по месту жительства;
  • в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Район нашей школы обслуживает  ЦКРОиР  № 2 Фрунзенского района г.Минска (Лынькова, 39).

Обращаем ваше внимание, что зачисление ребенка в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (учителем-логопедом)  осуществляется только по заключению ЦКРОиР, т.е. необходимо прохождение (после предварительной записи) ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

На ПМПК предоставляется следующий пакет документов:

  1. Выписка из медицинских документов (Форма 1 мед/у-10), где указано развитие ребенка до года и заключение узких специалистов: окулиста, ЛОР, невролога и логопеда. Данный документ предоставляет врач-педиатр.
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья (Форма 1 здр/у-10). Документ предоставляет врач-психоневролог. Время и место приёма данного специалиста необходимо уточнить в своей детской поликлинике. 
  3. Рисунки ребенка (2 и более).
  4. Характеристика учителя-логопеда или психолога (если такие специалисты работают в Вашем дошкольном учреждении образования).
свернуть

ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ – ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ

Советы родителям
развернуть

Почти все дети хотят пойти в школу, чтобы поскорее научиться читать, писать и т.д. но, к сожалению, уже на начальном этапе пребывания в школе могут возникнуть трудности, неудачи, обусловленные рядом причин. В данной статье рассмотрим одну из них: нарушение звукопроизношения. Чем раньше с ребенком начнут заниматься коррекцией звукопроизношения, тем быстрее ребенок овладеет фонетикой родного языка. Это поможет предупредить пропуск или замены звука (буквы) на письме и при чтении.

Исправление неправильного произношения звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, -- этап дифференциации звуков.

Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Она включает в себя развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка).  Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи).

Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе) и упражнения по развитию фонематического восприятия, с которыми знакомит их учитель-дефектолог.

Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем-дефектологом с помощью специальных приемов и в определенной последовательности, которой специалист строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие).

Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. На этом этапе помощь родителей ребенку просто необходима.

Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять с ребенком задания дефектолога (логопеда), который подбирает речевой материал каждому ребенку индивидуально. Звук сначала закрепляется в составе слоговых рядов и звукосочетаниях, затем в словах различной слоговой структуры, с учетом тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении, далее звук отрабатывается в словосочетания, предложения, разучиваются стихи, предлагаются небольшие тексты, содержание которых наполнено именно автоматизируемым звуком. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССАНКИ». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка осуществляется более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразуже понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Часто бывает так, что перед школой с ребенком работали над исправлением звукопроизношения, но остановились на этапе автоматизации  либо дифференциации схожих звуков (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.). Следовательно, необходимо продолжить начатую работу, т.к. в дальнейшем ребенок на письме и при чтении будет допускать ошибки, не подчиняющиеся правилам орфографии. Это обусловлено тем, что фонематический слух еще недостаточно сформирован, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой.

Итак, вы оказались в ситуации, когда необходимо продолжить работу, начатую вне рамках школы, но в силу различных причин ваш ребенок не попал на занятия в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи по коррекции недостатков звукопроизношения. Что делать? Учитель-дефектолог в часы консультаций определит на каком этапе по коррекции звукопроизношения находится ваш ребенок, подберет необходимый лексический материал, а также предложит упражнения, направленные на формирование фонематического слуха, включающие работу по овладению фонематическими процессами:

  • фонематическим восприятием,
  • фонематическим анализом и синтезом,
  • фонематическими представлениями.

Предлагаем примеры игр, которые родитель может проводить самостоятельно.

«Повтори за мной»

Примеры высказываний и фраз для воспроизведения на этапе дифференциации:

У Сони пушистая шапка (с-ш)

Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Выделение заданного звука из звукового (слогового) ряда

Формируются умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию сначала не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

а) Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например: [ш] – заданный звук,

в ряду: [н], [м], [ш], [т], [р], [ш], [г], [ш], [д], [ш] (с максимальной контрастностью);

[п], [ш], [х], [ф], [ш], [к], [т], [ш], [д], [ц] (с средней контрастностью);

[с], [ш], [ж], [ш], [ч], [ш], [х], [ж], [ш], [щ] (с минимальной контрастностью).

б) Работу рекомендуется начинать с выделения звука на фоне открытых слогов, затем переходить к закрытым.

в ряду: [на], [мо], [ша],[го], [шо], [да], [шы] (с максимальной контрастностью);

[па], [ша], [хо], [шы], [да], [ца] (с средней контрастностью);

[су], [шо], [жо], [хо], [жа], [шы], [ща] (с минимальной контрастностью).

Учащимся можно предложить прослушать звуки, слоги, произнесенные другими людьми и записанными на диктофон, что способствует развитию слухового восприятия, т.к. просодические компоненты (темп, тембр, ритм) у каждого человека индивидуальны.

Выделение заданного звука на фоне слова

Упражнение состоит из двух частей:

a)  выделения звука на фоне слова с опорой на слуховое восприятие и проговаривание (слова произносит родитель),

Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например:. [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, школа, мешок, рыбак, комната, шалаш (с максимальной контрастностью);

санки, шапка, жук, нож, шуба, коза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, машина, снежок, щетка, чашка (с минимальной контрастностью).

б) выделение звука на фоне слова в умственном плане (ребенок самостоятельно отбирает картинки на заданный звук).

Ход игры. Ребенку предлагается отобрать из предложенных картинок, картинки в которых есть заданный звук.

Например:. [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, мешок, рыба, шапка, шар, удочка, лампочка, камыш, ландыш, рукзак (с максимальной контрастностью);

шляпа, санки,  жук, шуба, нож, коза, пушка, чашка, шов, ваза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, миска, мишка, машина, ложка, колесо, шоколад, мышка, щетка (с минимальной контрастностью).

«Рассели животных».

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Ребенок должен выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш.

Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

«Волшебный круг».

Ход игры.

I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.)

Например:  мишка — мышка, удочка — уточка, мак — рак, коза — коса,

кит — кот, трава — дрова, усы — уши, дом — дым.

«Цепочка слов».

Ход игры.

I вариант

Предлагается картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

II вариант

Родитель говорит слово, ребенок придумывают слова, начинающиеся со звука, на который закончилось предыдущее слово.

Например: сок – кот – том – мост – тир – рак – ком – мул – лес – сад – дом.

«Разложи»

Ход игры. Ребенку предлагается разложить картинки под цифрами 3, 4, 5, 6 в зависимости от количества звуков в их названии.

свернуть

ПОСОБИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ДОМИНО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Авторы пособия: Баль Н.Н., Захарченя И.А.
развернуть

Баль Н.Н., Захарченя И.А. Пособие «Логопедическое домино для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников» 2018 г.

Основной контингент учащихся, зачисляемых в школьные пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), -- это дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (как с неосложненным, так и с осложненным вариантами) и обусловленными ими нарушениями чтения и письма. У них отмечаются остаточные проявления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы на уровне устной речи и, как отсроченное проявление устного речевого дефицита, -- разные виды дислексии, дисграфии, дизорфографии. У многих детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и обусловленными им нарушениями письма и чтения отмечается низкая мотивационная готовность к учебной деятельности, недостаточность оптико-пространственных отношений, неустойчивость внимания.

В учебном наглядном пособии предлагается более 20 словесных и словесно-картинных домино, которые предназначены для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. Содержатся методические указания по использованию различных вариантов данных дидактических настольно-печатных игр и материал (речевой и наглядный) для их проведения.

Пособие предназначено для учителей-дефектологов (учителей-логопедов), может быть использовано учителями начальных классов и другими специалистами, работающими с учащимися с нарушениями письменной речи, родителями.

свернуть

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы пособия: Н. Н. Баль, И. А. Захарченя
развернуть

В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом.

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения и письма часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации. Все это определяет необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у младших школьников недостатков чтения и письма.

Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных и специальных школ различных типов, а также учителям начальных классов общеобразовательных и специальных школ и классов различных типов, дефектологам классов интегрированного обучения и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Может быть использовано как учебно-методическое пособие студентами дефектологических факультетов, слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования.

свернуть