Родительские университеты

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Родительском университете»

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 140 г. Минска»

 

1.Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 140 г. Минска».

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;

для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;

для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.


Городской Родительский Университет


УТВЕРЖДАЮ

Директор

государственного учреждения образования

«Средняя школа №140 г. Минска»

 

               ________________Н.С.Ерошевич

               «___»___________2022

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Помощь ребенку в адаптации к школе

10.09.2022

лекция

педагог-психолог 

1.2

Организация режима дня школьника

06.09.2022

беседа

медицинский работник

1.3

Ценности, традиции и обычаи семьи

10.10-15.10.2022

круглый стол

классный руководитель

1.4

Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

12.11.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

2

2-е классы

2.1

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

14.11-18.11.2022

беседа

классный руководитель

2.2

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

21.12.2022

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

2.3

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

14.01.2023

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

20.03-24.03.2023

круглый стол

классный руководитель

3

3-е классы

3.1

Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

19.09.2022

беседа

классный руководитель

3.2

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

Особенности межличностного общения.

Самооценка младших школьников.

24.09.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

3.3

Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

19.01.2023

дискуссия

педагог социальный, медицинский работник

3.4

Семья как система межличностных взаимодействий.

Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

08.04.2023

 

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

4

4-е классы

4.1

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

08.10.2022

вебинар

педагог-психолог

4.2

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

08.12.2022

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

11.02.2023

конференция

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

22.05-26.05.2023

дискуссия

классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

1.1

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

19.09-25.09.2022

семинар-практикум

классный руководитель

1.2

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

26.11.2022

круглый стол

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

22.05.2023

дискуссия

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

2.1

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

03.09.2022

лекция

педагог-психолог, педагог социальный,

2.2

Отклоняющееся поведение подростков.

Профилактика зависимостей в подростковой среде.

03.12.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

2.3

Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

05.03.2023

форум

педагог-психолог

2.4

Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

14.05.2023

конференция

педагог социальный

3

7-е классы

3.1

Факторы и причины правонарушений.

13.11.2022

круглый стол

педагог социальный,

3.2

Возрастные особенности 13-14-летних подростков.

08.01.2023

лекция

педагог-психолог

3.3

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

Правила взаимодействия с подростком

05.02.2023

дискуссия

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

02.04.2023

беседа

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

4.1

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

01.10.2022

беседа

педагог-психолог

4.2

Насилие и безопасность наших детей.

Профилактика основных рисков.

18.12.2022

форум

педагог-психолог,

педагог социальный

4.3

Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения

19.03.2023

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей

20.05.2023

семинар-практикум

 

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

5.1

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

17.09.2022

лекция

педагог-психолог

5.2

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

19.11.2022

семинар-практикум

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

04.02.2023

беседа

педагог-психолог

5.4

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

15.04.2023

форум

педагог-психолог

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10-е классы

1.1

Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

28.09.2022

Лекция

педагог социальный

1.2

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.

05.11.2022

круглый стол

педагог-психолог

1.3

Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Рискованное поведение молодежи.

Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

18.02.2023

беседа

педагог социальный

1.4

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

17.04-23.04.2023

дискуссия

классный руководитель

 

2

11-е классы

2.1

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

15.10.2022

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

2.2

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

03.12.2022

конферен-ция

педагог социальный

2.3

Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

11.03.2023

форум

педагог социальный, классный руководитель

 

2.4

Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

20.05.2023

мастер-класс

педагог-психолог

*В плане возможны изменения

 

Согласовано:

Заместитель директора

по воспитательной работе

_____________С.В.Баранцевич

______________2022