Правильное использование ремней безопасности

03.03.2021

Ремни безопасности в автомобиле - часть системы пассивной безопасности. Но выполняют они свою функцию только в случаях, когда ими правильно пользуются.

Ремни безопасности в автомобиле

И так очень важно натяжение. Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы.

Не рекомендуется также класть ноги на панель. Если в автомобиле есть подушка безопасности (Airbag), в момент срабатывания можно легко получить переломы конечностей. Неправильную регулировку натяжения ремней, начиная с конца 70-х годов, исключили, установив автоматические натяжители с устройством блокировки ремня. При использовании автоматически блокируемых ремней негативную роль может сыграть толстый слой одежды. Она создает своего рода подушку, которая препятствует плотному контакту ремня с телом человека. Из-за этого во время столкновения сначала происходит поглощение подушечного зазора, а только затем появляется рывок, активизирующий устройство блокировки ремня. Поэтому удерживать человека ремень безопасности начинает с большим опозданием. Такая задержка может привести к тому, что пассажир может получит опасный удар открывшейся подушкой безопасности.

Многие пассажиры и водители к ремням безопасности относятся скептически и, как правило, пристегиваются ими лишь с той целью, чтобы избежать неприятной встречи с инспектором ДПС. Такое отношение возможно лишь потому, что, во-первых, эти пассажиры и водители просто не знают о том, что происходит с сидящими в автомобиле в момент его столкновения с препятствием, возникшим на пути движения. Во-вторых, такие пассажиры и водители безразлично относятся к своей собственной жизни и здоровью, а поэтому и не задумываются о возможных трагических последствиях с ними в случае возникновения ДТП.

На самом деле, что же происходит с сидящим в автомобиле, если он попадает в ДТП? Какова же эффективность ремней безопасности? Не пристегнувшись ремнем безопасности человек значительно увеличивает степень своего риска погибнуть или получить серьёзные травмы в случае возникновения ДТП.

Что же в первую очередь угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов - это перемещение самих людей в момент столкновения или опрокидывания, а не вторжение в салон, например легкового автомобиля, агрегатов или деталей или деформация самого кузова. Под действием силы энерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера, выбрасываются через лобовое стекло, ударяются друг о друга. Именно в этот момент они, в основном и получают травмы. Поэтому роль и значение ремней безопасности в предотвращении передвижения человека внутри автомобиля во время его столкновения неоспоримо велика. Главное в этом случае удержать человека на месте и тем самым уберечь его от травм или, в определенной степени, уменьшить их тяжесть.

Чтобы оценить степень снижения риска при применении ремней безопасности следует обратиться к результатам исследований методом скоростной съемки. По этим данным в момент совершения наезда испытуемого автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/час происходит следующее:

Спустя 0,026 секунды после удара:

  • вдавливается бампер;
  • сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры- если они не пристегнуты ремнями безопасности- продолжают двигаться в салоне со скоростью 80 км/час;

Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.

Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.

Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая из собственный вес.

В этом случае (80 кратная перегрузка) мышцы рук человека, а тем более мышцы шеи, не в состоянии удержать туловище и голову от их перемещения вперед.

Спустя 0, 068секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.

Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.

Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв.

Спустя 0, 110 секунды автомобиль начинает откатываться назад.

Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир -если он тоже не пристегнут ремнем безопасности- оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.

Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все окончено менее, чем за две десятых секунды.

По закону физики в момент столкновения двух тел всегда выделяется определенное количество энергии. По данным статистического анализа, в момент столкновения автомобиля с неподвижным препятствием при скорости движения 80 км/час эта энергия колоссальна по своей величине: она достаточна для того, чтобы подбросить легковой автомобиль, который в среднем весит одну тонну (например «ВАЗ» «Москвич») и равные им на высоту почти 30 метров, т.е. выше семиэтажного дома!

Ученые сравнивают перегрузки, которые испытывают в момент столкновения люди, находящиеся в автомобиле, с перегрузками, которые воспринимает тело человека в момент падения с различной высоты. Так, наезд автомобиля на препятствие со скоростью 30 км/час влечет перегрузки, равные тем, которые наступили бы при падении с высоты 3,5 м, т.е. с крыши одноэтажного дома. Увеличение скорости в 2 раза (до 60 км/час) повлечет последствия, аналогичные падению с высоты 14 м, т.е. в 4 раза большей, так как величина энергии движения тела (кинетической энергии) находится в квадратичной зависимости от величины скорости движения.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: летальный исход может быть от столкновения даже при скорости 30 км/час. При происшествиях, совершенных на скорости 30,40,50 и даже более километров в час ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантировали сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но, по мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/час становятся практически неотвратимыми. Водитель, вследствие его большей отмобилизованности в момент удара и амортизирующих свойств рулевого колеса, как правило, оказывается несколько устойчивее к травмам, чем пассажир.

 

АиП ОГАИ Фрунзенского РУВД г.Минска