Культура участников дорожного движения

28.10.2020

«Пешеходный переход- место встречи вежливых людей!» - под таким девизом 30 октября  Госавтоинспекция проводит Единый день безопасности дорожного движения, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий на пешеходных переходах.

Все знакомы с Правилами дорожного движения. Дорога требует безукоризненного соблюдения обще принятых правил(ПДД). Незнание или несоблюдение этих законов часто приводит к непоправимому. Самым незащищенным элементом в цепочке водитель-пешеход-дорога является именно пешеход. Водителя в случае ДТП может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход же такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. В случае наезда, если водитель неправ, он естественно понесет заслуженное наказание, но попавший под машину пешеход, даже не по своей вине будет все равно расплачиваться. Плата за это – здоровье, а то и жизнь – всё это цена за неоправданный  риск. И если вы видите, что водитель нарушает Правила и не собирается пропускать вас на пешеходном переходе, лучше уступить ему дорогу и переждать.

Пешеход:

В последнее время наши граждане все больше любят говорить о правах, а именно о пункте 16.2 ПДД, который гласит, что пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Все это правильно, только не стоит забывать, что помимо прав у пешеходов, как и у водителей, есть и обязанности.

В частности, одна из них гласит, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу и лишь при его отсутствии в пределах видимости, разрешается переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Особое внимание стоит обратить на то, что выходить на проезжую часть как на пешеходном переходе, так и вне его можно только убедившись, что выход этот безопасен. А в случае, когда переход осуществляется вне пешеходного перехода, добавляется еще и условие, что своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Есть еще одна важная обязанность у пешеходов, которая прописана в Правилах и должна неукоснительно соблюдаться. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Водитель:

Теперь остановимся на обязанностях водителя. А именно в части проезда пешеходных переходов. И опять прибегнем к Правилам дорожного движения, в которых прописаны действия водителей. А именно, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось, стоит или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.

Все это выдержки из Правил дорожного движения, которые необходимо соблюдать. Но так ли все обстоит на практике?

Пешеходов образно можно разделить на две категории: те, у которых есть водительские права, и те, которые никогда не садились за руль автомобиля. Так вот,  последние просто не понимают, что такое автомобиль, как порой бывает трудно притормозить в экстренной ситуации. Иногда эти люди даже не понимают, что такое зебра и зачастую преувеличивают ее функции. Например, горит красный свет на пешеходном светофоре, а они идут, полагая, что зебра позволяет им все. Что как только они ступят на полосы – все тут же должны расступиться и дать им дорогу. Нарочито медленно переходят дорогу перед носом автомобиля, раздражая вспыльчивых водителей.

Причем такая тенденция произошла как раз после того, как сотрудники ГАИ более-менее приучили водителей пропускать пеших участников движения. Почувствовав это, пешеходы начали пользоваться своим преимуществом чрезмерно: при переходе разговаривают по мобильному телефону, абсолютно не обращая внимания на проходящий транспорт, ведут непринужденные беседы друг с другом.

Как вы думаете, что чувствуют в такой ситуации водители? Скорее всего, их эмоции – это возмущение и негодование. На такие действия, как и следовало ожидать, возникает ответная реакция. В результате началось открытое противостояние: водители все реже стали уступать дорогу, а пешеходы начали выходить на проезжую часть непосредственно перед проходящим близко транспортом.

 

Теперь рассмотрим другую категорию пешеходов. Казалось бы, поставивший машину автолюбитель, должен стать прилежным пешеходом. Но парадокс состоит именно в том, что многие из них принимают стиль поведения обычных пешеходов, которые никогда не ездили за рулем. Забывают о скорости машины на мокром асфальте, длине тормозного пути... Такое демонстративное неуважение к окружающим, к сожалению, свойственно многим нашим гражданам. Культуры общественного поведения у нас нет, и она не преподается ни в какой школе. Не воспитывается в семье, в детском саду и уж тем более в университетах...

Вот, например, какую обстановку порой наблюдают сотрудники ГАИ возле платных автостоянок. Водители в районе пешеходных переходов последними словами ругают пешеходов, нарушавших Правила, а после ставят машины на стоянку и ведут себя точно так же.

Многим автомобилистам нередко приходилось наблюдать такую картину. Переходя дорогу на пешеходном переходе, пешеход, завидев приближение машины, не старается контролировать ее взглядом, а демонстративно не смотрит в ее сторону. Он уверен в своей безопасности и защите, ведь согласно Правилам у него преимущество.

Но ведь может случиться такое, что водитель как раз в это время тоже отвлекся – например, ему стало плохо или в машине отказали тормоза. Что произойдет в таком случае – легко предположить. Остается только догадываться, о чем может думать пешеход, когда отводит взгляд. Скорее всего, о том, что водитель, увидев, что пешеход не смотрит на него, будет более внимательный, снизит скорость, и не постарается объехать пешехода, пока тот не перешел дорогу. Частично в этом есть доля истины, некоторые водители, видя, что пешеход контролирует взглядом приближающую машину, не снижает скорость, а немного изменяют траекторию движения и проезжают буквально впритирку от пешехода. Но ведь нельзя полностью полагаться на незнакомого человека, а надеяться в первую очередь на себя и адекватно оценивать свои действия.

В последнее время нам удалось приучить водителей уступать дорогу пешеходам. Сделать это получилось в большей степени за счет введения крупных штрафных санкций. Теперь нарушивший правила проезда пешеходного перехода водитель заплатит от 1 до 5 БВ. Дальше еще жестче. Согласно Административному кодексу при наезде на пешехода и при получении последним незначительных травм, водителя-виновника можно лишить прав на срок до двух лет либо оштрафовать на сумму от 3 до 30БВ. Но и это еще «цветочки». При травмах средней степени тяжести (например, перелом) или тяжелых травмах в ход идет уже уголовный кодекс, где все гораздо серьезнее. Нарушителя правил (то есть водителя, который сбил пешехода на переходе) может ожидать уже и лишение свободы.

В то же время штрафные санкции к пешеходам не такие жесткие. За нарушение Правил пеший участник дорожного движения может быть оштрафован по максимуму до 3БВ. А в большинстве своем пешеходам -нарушителям и вовсе выносят «предупреждение». Во многом такая существенная «вилка» и рождает в среде автолюбителей такое мнение, что водителя можно привлечь, а пешеход – не наказуем. Но надо еще и учитывать и ту степень опасности, которую могут принести тот и иной участник движения. А поэтому остается взывать только к благоразумию и уповать на взаимовежливость одних и других.

В заключении хочется посоветовать пешеходам не противопоставлять себя водителю, а помнить, что он такой же пешеход, только на машине. Необходимо уяснить, что пешеходный переход – это не часть тротуара, а часть дороги и соответственно – зона повышенной опасности. При переходе нужно контролировать взглядом оба участка дороги, в начале движения посмотреть налево, дойдя до середины посмотреть направо. Если видите, что приближающийся автомобиль не снижает скорость, лучше его пропустить, особенно это будет полезно, когда на дороге гололедица.

Водителям - быть терпимее, не подрезать пешеходов, а пропускать их. Тогда они мысленно скажут вам спасибо.

                     Отдел ГАИ Фрунзенского РУВД г.Минска