Районное заседание учителей химии

27.12.2019
27 декабря 2019 г. на базе нашего учреждения прошло районное заседание учителей химии учреждений общего среднего образования Фрунзенского и Центрального района

Под руководством Толстик В.И., руководителя районного методического объединения учителей химии, был разработан план проведения районного заседания методического объединения учителей химии.

Толстик В.И., руководителя районного методического объединения учителей химии

Тема: «Проблемное обучение на уроке –

важный аспект создания условий для реализации потребностей личности.

Панорама инновационных идей»

Цель: обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей, возникающих в ходе решения педагогических задач в осуществлении образовательного процесса и определения путей их успешного решения.

Задачи:

а) реализация современных подходов в образовательном процессе; личностно-ориентированного, системно-деятельного и компетентностного подходов в обучении;

б) изучение, обобщение и описание продуктивного педагогического опыта, пропаганда его идей;

в) основные требования к организации занятий с использованием способов мотивация учащихся и методов учета результатов работы школьника.

г) установление профессиональных и личностных контактов в процессе активного методического взаимодействия.

 

Проблемное поле:

1. Мастер-класс: Создание интерактивной образовательной среды на основе современных педагогических технологий с целью формирования предметных и цифровых компетенций учащихся.

(учитель химии ГУО «Гимназия № 39г. Минска» Савченко Ольга Анатольевна)

2. Формирование мотивации учащихся посредством межпредметных связей на уроке химии.

(учитель химии ГУО «Средняя школа №140 г.Минска» Анисимова Фатима Фархадовна)

3. Использование ситуационных задач в процессе изучения химии.

(учитель химии ГУО «Гимназия №29 г .Минска»  Центрального района  Жардецкая В.В)

Приветствовала гостей

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа № 140 г. Минска»

Зайцева Светлана Владимировна

Зайцева Светлана Владимировна

Учитель химии ГУО «Гимназия № 39 г. Минска» Савченко Ольга Анатольевна рассказала о создании интерактивной образовательной среды на основе современных педагогических технологий с целью формирования предметных и цифровых компетенций учащихся.

Савченко Ольга Анатольевна  «Химиобот»

Савченко Ольга Анатольевна рассказала о разработанной ею интерактивной интернет-платформе с обучающим контентом «Химиобот».

Актуальность данной разработки заключается в следующем:

  • индивидуальная работа с учащимися различных категорий, отсутствующими на учебных занятиях:
  • по причине болезни, оздоровления;
  • в период подготовки и участия в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях;
  • организация надомного и индивидуального обучения;
  • дифференцированный подход в обучении учащихся с различным темпом усвоения учебного материала.

Учителем разработаны модульные учебные программы с интерактивно-образовательным контентом для учащихся по учебному предмету «Химия».

Дистанционное обучение

Для раздела  «Дистанционное обучение» на основе содержания учебной программы по учебному предмету «Химия» разработаны модульные программы для учащихся с интерактивным образовательным контентом. Эти программы включают в себя структуру модульной учебной программы, учебные модули, учебные элементы, банк информации  для выполнения заданий модулей.

Использование таких учебных программ позволит самостоятельно усвоить содержание материала по учебному предмету как очно на учебном  занятии, так и дистанционно. Программа подойдёт учащимся с различным темпом усвоения информации, в случаях обучения на дому, а также длительного отсутствия на учебных занятиях.

Раздел платформы ХИМИОБОТ  «Тесты» включает  тесты для контроля и самоконтроля знаний, тренажеры для подготовки к контрольным работам.

Интерфейс приложения позволяет конструировать тесты и проводить контроль знаний,  проверяя ответы учащихся без участия учителя.

В разделе «Видеофайлы» учащихся могут провести время за просмотром интересного, а главное познавательного видео. При изучении определенных тем курса химии очень полезно визуализация материала. В интернет-пространстве находится масса фильмов, которые подходят для просмотра их на уроках химии, но не всегда хватает времени для этого именно на учебном занятии.  Поэтому учитель может размесить на  платформе «ХимиоБот» уже проверенные видеофильмы и порекомендовать их для просмотра учащимся.

В разделе «Документы» учитель или сами учащиеся могут разместить подготовленные по определенному плану презентации, доклады и рефераты Учителю легко можно проверить, насколько самостоятельно учащийся выполнял данное задание и соответствует ли оно плану.

Данная интерактивно-образовательная среда:

  • создаст условия для формирования предметных и цифровых компетенций учащихся;
  • обеспечит активизацию познавательной деятельности, повышение мотивации  к обучению и уровня учебных достижений учащихся;
  • будет способствовать формированию самостоятельной, активно развивающейся личности, осознанному профессиональному самоопределению учащихся;
  • обеспечит информационную доступность к учебному процессу  законных представителей учащихся;
  • повысит профессиональную компетентность педагога.

Учитель химии ГУО «Средняя школа № 140 г. Минска» Анисимова Фатима Фархадовна рассказала о формировании мотивации учащихся посредством межпредметных связей на уроке химии.

Анисимова Фатима Фархадовна 

Учителем химии Анисимовой Ф.Ф. было отмечено, что межпредметные связи, выступая как современный принцип обучения, обеспечивают взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовой подготовкой школьников.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся применить те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся.

Средства реализации

межпредметных связей могут быть различны:

  • вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала; 
  • межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями;
  • домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера;
  • межпредметные наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания;
  • химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.

Учитель химии ГУО «Гимназия № 29 г. Минска» Жардецкая В.В. рассказала об использовании ситуационных задач в процессе изучения химии.

Жардецкая В.В.

Учитель Жердецкая В.В. актуализировала тему выступления через результаты исследований PISA. Озвучила формы определения уровней познавательных возможностей в рамках трех компетенций естественнонаучной грамотности:

  1. Научное объяснение явлений
  2. Применение методов естественнонаучного исследования
  3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Способы повышения естественно-научной грамотности:

  • использование кейс-технологии при обучении;
  • использование ситуационных задач при обучении.

Методологические требования, предъявляемых к контекстным задачам

  • содержание задачи должно соответствовать программе и уровню изучения химии;
  • искомые и заданные величины (если они указаны) должны быть реальными (например, содержание кальция в организме человека);
  • задача должна нести познавательную нагрузку;
  • содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение химических знаний в различных сферах деятельности человека;
  • вопрос задачи должен быть поставлен так, как обычно он формируется в практической деятельности;
  • задача должна быть комбинированной, включать как качественные, так и количественные вопросы; желательно, чтобы она включала межпредметный материал.

Примеры ситуационных заданий

Ситуационная задача «Слезы млечного дерева»

Информационная часть. Во время второго путешествия Х. Колумба (1493—1496 гг.) участники экспедиции увидели на острове Гаити игру туземцев в мяч. Это были необыкновенные мячи: от удара они высоко подпрыгивали. Так европейцы познакомились с «эластичной смолой» каучуком. Местные жители обмазывали млечным соком лодки и корзины, чтобы те не пропускали воду, пропитывали одежду. Лишь через 200 лет французская экспедиция в своем отчете описала каучуконосное дерево гевейю. Путешественники, возвратившиеся в Европу, рассказали много любопытного о белой вязкой жидкости, вытекающей при надрезе дерева, постепенно затвердевающей и принимающей на воздухе темный цвет. Позже  знаменитый английский химик Д.Пристли обнаружил, что каучук хорошо стирает написанное карандашом. Шотландец Ч.Мак–Интош заметил, что ткань, пропитанная раствором каучука и масла и высушенная, становится непромокаемой. Мак-Интош организовал производство непромокаемой ткани и наладил пошив из нее дождевых плащей – «макинтошей».

В XIX в. сначала в Англии, а в 1832г. в Петербурге началось производство каучуковых галош. Но эти полезные изделия обладали неприятными свойствами: на морозе становились твердыми и ломкими, а в жару плавились. Над задачей устранения этих свойств химики ломали голову долгие годы. Оказалось, что добавка серы значительно улучшала свойства каучука, а новое вещество названо резиной (от лат.resina– смола). После этих открытий потребность в каучуке резко возросла. Без резины стало невозможно развитие автомобильной промышленности.

Вопросы:

  1. Приведите формулу природного каучука.
  2. Опишите процесс «улучшения» свойств природного каучука. Докажите, что каучук является высокомолекулярным соединением, то есть состоит из молекул, атомы в которых связаны ковалентными связями.
  3. Запишите формулу вещества, являющегося мономером а)природного б) бутадиенового в) бутадиен-стирольного каучука.
  4. Опишите процесс получения синтетического каучука С.В. Лебедева. Подтвердите уравнением реакции.
  5. Оцените значимость открытия синтетического каучука для современной жизни. Найдите информацию из различных источников об объемах промышленного производства каучука.