Работа педагога с одарённой личностью
30.03.2019С 18.03.2019 по 17.05.2019 г.
УО «Республиканский институт высшей школы»
на базе ГУО «Средняя школа № 140 г. Минска»
проводит повышение квалификации
в очно-дистанционной форме
по теме «Работа педагога с одарённой личностью»
Сложившаяся структура образовательной системы, обеспечивающая внешнюю дифференциацию условий развития личности, должна быть гибкой и предусматривать возможность творческого развития и совершенствования.
Работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, при условии непрерывности решения стратегических задач, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, научных, производственных и общественных организаций.
Принципы работы с одарёнными детьми
- Принцип индивидуализации обучения (разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённых учащихся).
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований.
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип особого внимания к проблемам межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Применение образовательной технологии психологических подходов к обучению и развитию учащихся.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися.
- Создание ситуации успеха и уверенности.
- Акцент в воспитании на индивидуальность ребёнка, на то, что отличает его от других.
- Дифференцированная работа, осуществление индивидуального подхода и консультирования.
- Организация учебного процесса на вузовских принципах (переход от урочной системы к лекционно-семинарским занятиям).
- Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе учреждения.
- Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
- Развитие сети классов для одарённых детей (лицейские, гимназические, углубленного изучения), подбор технологий,
- Обеспечение психологического и педагогического мониторинга, а также мониторинга здоровья и их физического развития).
- Формирование классов с системой платных дополнительных услуг, отработка механизма их функционирования.
- Формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно - исследовательской деятельности.
- Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка.
- Организация факультативов и школьных кафедр.
- Создание творческой лаборатории учителей "Одарённые дети" или "Интеллект" для выявления и развития одарённых детей.
- Проведение конкурса методических проектов по организации работы с одарёнными детьми.
- Создание научных обществ учащихся.
- Проведение предметных недель, фестивалей, олимпиад, Дней дифференциации, КВНов, интеллектуальных игр и марафонов.
- Подготовка и защита рефератов и докладов.
- Стажировка учащихся и учителей за рубежом.
- Обеспечение школьных методических кабинетов специальной литературой, тестовым материалом, пособиями по предметам.
- Разработка алгоритмов, памяток для одарённых детей по НОТ, способствующих ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
- Актуализация лидерских возможностей (создавать условия для бескорыстного лидерства).