Правовая страничка

Правовая страничка ГУО Средняя школа № 140 г.Минска

Телефон горячей линии

Дом без насилия!

ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?

Торговля людьми (траффикинг) – серьезная социальная проблема, представляющая опасность для фундаментальных прав человека: на жизнь, на свободу передвижения, на то, чтобы не подвергаться пыткам.
развернуть

В условиях растущей глобализации траффикинг стал всеобщей проблемой. Торговля людьми характерна для всех стран – и экономически развитых, и государств, переживающих переходный политический и экономический период, пострадавших от войн и локальных конфликтов. Несмотря на то, что большая часть государств утверждает, что свободы и права человека на их территории полностью защищены, рабство как явление существует и в XXI веке. Миллионы людей насильственно вовлечены в бытовое рабство, попрошайничество и другие виды эксплуатации.

Люди подвергаются эксплуатации как внутри отдельно взятой страны (внутренняя торговля людьми – нелегальное трудоустройство в своей стране бывает не менее опасным, нежели за границей), так и в других странах (транснациональный траффикинг). По данным Организации Объединенных Наций, жертвами торговли людьми ежегодно становятся 700 тысяч женщин, детей и мужчин. Торговля людьми имеет характер организованной транснациональной преступности и по своей прибыльности не уступает наркоторговле и сбыту оружия. Годовая прибыль от торговли людьми составляет около 60-ти миллиардов долларов США.

Торговля людьми является современной формой рабства, жертвы ее часто подвергаются таким жестоким и длительным физическим и психическим мучениям, что их полная реабилитация становится затруднительной. Целями торговли людьми являются:

  • вовлечение жертв в занятие проституцией, сексуальная эксплуатация;
  • использование рабского труда – привлечение к принудительным работам или оказанию различных услуг;
  • изъятие органов и тканей для трансплантации;
  • незаконное усыновление (удочерение). Для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход.

12 декабря 2000 г. в Палермо был подписан дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ?

Жертвой торговли людьми могут оказаться все люди, независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. В основном, жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни. Другим важным фактором риска является юный возраст.

ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВАМИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ? ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

 Исследования показывают, что число работающих женщин меньше числа трудоустроенных мужчин. Оставшись без средств к существованию, молодые женщины легко становятся жертвами торговли людьми.  Финансовое положение лиц, потерявших основное место работы и не имеющих источников доходов, отсутствие профессии, безработица и, как следствие, бедность повышают риск стать жертвой торговли людьми. 

Упадок нравов в обществе. Несовершеннолетних всё чаще используют в качестве сексуальных объектов в рекламе, фильмах и музыкальных видеоклипах. Это приводит к тому, что сексуальные отношения с лицами значительно моложе по возрасту начинают считаться нормальным явлением. Как следствие, растет спрос на проституцию детей и несовершеннолетних, порнографическую продукцию с их участием.

Наркозависимость, алкоголизм и игромания. Наркоманы, алкоголики и азартные игроки легко становятся жертвами торговли людьми, так как на них легко воздействовать.

Противоречия между желаниями молодежи и ее реальными возможностями потребления. Афиширование в СМИ, рекламе и фильмах роскошного образа жизни молодежи, недостижимого для молодых людей на практике, приводит к тому, что они пытаются добыть деньги или престижные вещи любой ценой.

Социальная изоляция определенных групп. Бездомные, выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей относятся к группе риска, поскольку не имеют необходимых социальных связей и поддержки. Преступникам несложно войти в доверие к таким детям и, злоупотребив им, продать их в рабство.

Дополнительные трудности, с которыми сталкивается живущая в деревнях молодежь. Многие из живущих в сельской местности молодых людей не имеют возможностей для получения достойной работы.

Недостаточное информирование молодежи. Юноши и девушки часто наивны и настроены слишком оптимистично. Многие ничего не знают об опасностях, с которыми могут столкнуться в чужой стране в случае работы без соответствующего разрешения или договора.§

КАК ПРЕСТУПНИКИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ СВОИХ ЖЕРТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ НАД НИМИ?

Основной целью преступников является получение сверхприбыли от эксплуатации жертв. Они стремятся сохранить свои «вложения», а именно – не допускают, чтобы жертвы оказывали сопротивление или убегали

Существуют различные механизмы сохранения контроля над жертвами, которые применяются отдельно или в сочетании. 

Обращение в долговое рабство. Например, от жертвы требуют вернуть сумму, которая была потрачена на ее перемещение, питание и жилье. Вместо погашения задолженности трудом, сумма «долга» растет, а жертва не может избавиться от эксплуатации. Также для контроля над жертвой может использоваться наличие у нее невозвращенного долга. 

с полицией и что не имеет смысла обращаться к ней за помощью. Изоляция и отбор документов. Отбирая у жертв документы, подтверждающие их личность, преступники не дают им возможности вернуться в страну происхождения или уехать в другое место. Эксплуататоры также убеждают своих жертв в том, что сами имеют тесные связи 

Насилие и страх. Для содержания своих жертв в покорности работорговцы насилуют их, подвергают побоям и пыткам, вызывают у них наркозависимость, изолируют от других жертв, лишают хлеба и воды, угрожают опозорить их перед родственниками или выдать полиции как нелегалов.

Незаконное пребывание в чужой стране, стыд и изоляция – те механизмы, которые применяются для создания зависимости жертв от их эксплуататоров, для вынуждения их отказываться от обращения за помощью к правоохранительным органам.

Угрозы причинить вред родственникам жертв. Преступники собирают информацию о членах семей жертв и угрожают причинить им вред, если жертвы не подчинятся или попытаются сбежать.

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ?

Избегайте соблазнительных предложений случайных или знакомых людей о работе, учебе или браке за границей. Ни в коем случае не доверяйте никому свои документы.

Как правило, предложения быстрого, легкого и большого заработка не соответствуют действительности. Надо мыслить реально.§

Поинтересуйтесь, легальна ли деятельность приглашающих вас за границу фирм и сотрудничающих с ними на месте посредников (туристических, брачных, по трудоустройству и по организации учебы). Найдите в интернете адрес приглашающей фирмы.

Не берите деньги в долг у сомнительных, малознакомых частных лиц. Сразу оговаривайте условия предоставления и возвращения долга. 

ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР О РАБОТЕ ИЛИ УЧЕБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ!!!!!

Если вы собираетесь работать или учиться за границей, заключайте договор с организацией в представительстве в вашей стране, а не после приезда в иностранное государство.

Следует помнить, что, обращаясь в фирму или агентство, предоставляющее возможности обучения, трудоустройства, необходимо убедиться, что данная организация имеет лицензию на соответствующий вид деятельности и работает официально. Подлинник (а не копия) лицензии должен находиться на видном месте в офисе.

Позаботьтесь о том, чтобы договор был составлен на родном вам языке, чтобы иметь возможность понять все детали и условия. В нем обязательно должны быть указаны: полное название фирмы, ее адрес, телефон, имя работодателя, название и координаты фирмы посредника.

Необходимо подписать два договора:

- с фирмой, которая трудоустраивает;

- с работодателем, который обязуется принять на работу в другой стране.

Не подписывайте договор сразу. Возьмите его с собой, перечитайте в спокойной обстановке и покажите его специалистам.

Обратите внимание на то, чтобы условия вашей будущей работы (учебы), место, время, размер заработной платы были четко сформулированы и обозначены. Так же обратите внимание на условия медицинского обслуживания, проживания, питания.

Если условия договора вас не удовлетворяют, не подписывайте его. Обратите внимание на то, чтобы договор был подписан директором или президентом фирмы. Если же договор подписан исполняющим обязанности лицом, например, заместителем директора, вице-президентом или другим человеком, требуйте предоставить вам документы, подтверждающие правомочность подписания договора данными лицами, приказ директора или президента. Сделайте копию подписанного договора (желательно – всех документов) и оставьте ее у родных или близких. Доверенность (с нотариальным заверением и печатью).

Работать в другой стране можно, только имея трудовую визу, не следует соглашаться на предложения о нелегальной подработке, на поездку по туристической визе.

Рекомендуется сделать копии общегражданского паспорта, заграничного паспорта, билетов и хранить их отдельно от оригиналов. Необходимо оставить родственникам полную информацию о будущем местонахождении за границей, сообщить адрес и телефон фирмы, оформлявшей выезд за рубеж, а также фамилии и паспортные данные ее руководителей. Необходимо перед поездкой придумать слово или фразу, которая будет означать, что вы в опасности и нуждаетесь в помощи. Бывают экстренные ситуации (в случае похищения, насильственного удержания), когда телефонный разговор проходит под контролем преступников, и единственная возможность дать знать родным, что вам нужна помощь, – вставить кодовую фразу. Это должна быть очень простая фраза, которая не вызовет подозрений у преступников.

Также следует обращать внимание на несоответствие обещаемой заработной платы (слишком высокая) и той работы, которую предстоит выполнять.

Не следует соглашаться на предложения об оплате проезда, проживания, питания с возможностью за всё расплатиться на месте.

С особой осторожностью следует относиться к объявлениям следующего содержания: - «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, стриптизерш и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет телефона и адреса офиса фирмы.

Найдите и запомните телефон и адрес консульства Республики Беларусь на территории принимающего государства.

!!!!!!!ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВЫ САМИ, КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ РОДСТВЕННИКАМ, В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ (КОНСУЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ), ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ! 

 

свернуть

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

развернуть

Основные права обучающихся

Основные права обучающихся (статья 31 из КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ)

1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.3. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.4. восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в   государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;
1.12. обеспечение местом для проживания;
1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;
1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
1.15. отпуска, каникулы;
1.16. получение платных услуг в сфере образования;
1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
1.20. участие в управлении учреждением образования;
1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
2. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ (филиалов государственных средних школ и государственных учреждений профессионально-технического образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
4.2. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
4.3. восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
4.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
4.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
4.7. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
4.8. каникулы;
4.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой учреждения образования;
4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
4.11. участие в спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;
4.12. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;
4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.
5. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и  подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в  соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их прав.

Линия

Основные обязанности обучающихся

Основные обязанности обучающихся (статья 32 из КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ)

1. Обучающиеся обязаны:
1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их обязанностей.

свернуть

ДЕТЯМ О НАЛОГАХ

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
развернуть

АЗБУКА ПРАВ РЕБЁНКА

развернуть

Детская Конституция

Детская Конституция, 1-я серия

Детская Конституция, 2-я серия

Детская Конституция, 3-я серия

Детская Конституция, 4-я серия

Детская Конституция, 5-я серия

Детская Конституция, 6-я серия

Детская Конституция, 7-я серия

Детская Конституция, 8-я серия

Детская Конституция, 9-я серия

Детская Конституция, 10-я серия

Детская Конституция, 11-я серия

Детская Конституция, 12-я серия

Детская Конституция, 13-я серия

Детская Конституция, 14-я серия

Детская Конституция, 15-я серия

Детская Конституция, 16-я серия

Права ребёнка

Детский правовой сайт

Детский правовой сайт

Unicef в Беларуси

Unicef в Беларуси

Каждый имеет право быть разным

Образовательный проект для родителей

Учимся быть хорошими родителями

Конвенция о правах ребёнка

Конвенция о правах ребенка - версия для детей

Воспитание без насилия (буклет от 0 до 18 лет)

Права ребенка - версия для детей

Азбука доброжелательности

Мир без насилия

Уроки хорошего поведения с тётушкой Совой

 

Права ребёнка Средняя школа 140

Азбука прав ребенка

Права детей

Права детей в мультиках

Мульт-Конвенция

Права и обязанности учащегося

Правовые акты, зарегистрированные в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

свернуть

НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ

Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
развернуть

ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗМ

Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
развернуть

ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

А ваши дети дома? Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
развернуть

STOP-SPISE

Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
развернуть

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Простые правила безопасного поведения. Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
развернуть