Советы психолога

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

развернуть

Одарённый ребёнок

Олимпиады конкурса Кенгуру

Логические задачи олимпиады "Сократ"

Языкознание для всех

КИТ (Компьютеры Информатика Технологии)

Мир конкурсов

Уникум

Инфознайка

Интеллект

Международный конкурс Бобёр

Бобер 2018 в Беларуси

Центры интеллектуального развития школьников

Центр развития "Вундеркинд"

Центр развития Logic.by

Настоящая школа иностранных языков 

Моё Детство, детский интеллектуальный клуб 

БэбиУм, детский интеллектуальный клуб

Сила знаний, образовательный центр робототехники 

Маленький умник, детский центр развития для будущих всезнаек, умников и умниц

Дети-Индиго

Индиго дети и ...взрослые

Дети-Индиго

Центр "Интеллект"

Психологический центр "АДАЛИН"

Младший школьный возраст

Коррекционные методики

Семейная психология

Копилка развивающих игр для детей

Ваш психолог

Советы школьного психолога

Советы родителям

Центр развития Логопед плюс 

Детский психолог Узнай-ка

Ваш детский психолог

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА У ДЕТЕЙ

Советы психолога школы
развернуть

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Памятка родителям по профилактике суицида

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;
  • делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

свернуть

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Советы психолога школы
развернуть
  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
  • Не критикуйте ребенка после экзамена.
  • Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
свернуть

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Советы психолога школы
развернуть

Педагогические и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали";

Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка;

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;

Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся!   Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;

Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени;

Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов;

Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;

Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы;

В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то ...";

Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;

Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;

Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

 

свернуть

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Советы психолога школы
развернуть

Психологические рекомендации для родителей агрессивных детей

Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия.

Существует несколько видов детской агрессии.

Ребенок бьет окружающих.

Решение: 

  • Рукоприкладство надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует применять силу.
  • Следует с самых первых «выходов в свет» учить ребенка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.
  • Необходимо также проследить, не слишком ли часто сами взрослые прибегают к телесным наказаниям.

Ребенок портит вещи.

Решение: 

  • Родителям не следует сразу же заменять сломанные ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел последствия своего поведения.
  • Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и силой принуждать ребенка к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

Ребенок ругается (словесные угрозы и оскорбления другого человека).

Решение: 

  • Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.
  • Взрослым необходимо следить за собственной речью.
  • Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Конечно, если услышал он это слово не от вас. В противном случае, если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь постарайтесь держать себя в руках.

Ребенок причиняет себе боль.

Совет: такое поведение вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру. 

Бороться с агрессивностью и конфликтностью надо терпением, объяснением. Поощрением (если вы хвалите ребёнка за хорошее поведение, это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу).

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Советы психолога школы
развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.

6. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.

7. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

8. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.

9. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…

10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать малыша школой. Старайтесь избегать выражений типа: «Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка «А Мария Ивановна нам сказала так…»
  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним
  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям
  • заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

Помните, сейчас Ваш ребенок как никогда нуждается в Вашей помощи!

Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Всего доброго!

 

свернуть

ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКАМИ

Советы психолога школы
развернуть

Рекомендации психолога по общению с подростками

  1. Уметь выслушивать подростка.
  2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.
  3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
  4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.
  5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
  6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
  7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
  8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
  9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
  11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
  12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
  13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
  14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
  15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

 

Рекомендации родителям детей с личностной тревожностью

  1. Проявляйте безусловную родительскую любовь. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле.
  2. Не предъявляйте непосильных требований, которые вызывают недовольство ребенка.
  3. Не проявляйте гипертрофированную заботу о ребенке. При искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность.
  4. Количество поощрений должно превышать количество порицаний.
  5. Не используйте авторитарный стиль воспитания, с высоким уровнем притязаний, ожиданий по отношению к ребенку.
  6. Оценивая действия ребенка, обратите внимание на то, как часто Вы это делаете и как Вы это делаете. Когда ребенка укоряют за все подряд – лежащую не на месте игрушку, пролитый чай и т.д., - всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон.
  7.  Создавайте для ребенка ситуации успеха.
  8.  Поощряйте малейшие позитивные сдвиги.

Рекомендации психолога  родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками

Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов, ошибок в общении с подростками.

Основные психологические особенности подросткового возраста:

  1. Обострение чувства взрослости;
  2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
  3. Жажда общения со сверстниками – группирование;

Рекомендации:

  1. Уважаемые родители,  как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите  ребенка  просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».
  2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что- то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же - раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.
  3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
  4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка.Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»
  5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
  6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
  7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.
  8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
  9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.

 Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка

  1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
  3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  4. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
  5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).
  6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
  7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

         а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

         б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

         в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

         г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

  1. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  2. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
свернуть

СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ

Советы психолога школы
развернуть
  • Контролируйте учёбу своего ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности.
  • Учить ребёнка жить в коллективе, преодолевать трудности.
  • Обеспечьте соблюдение ребёнком режима дня.
  • Предъявите единые требования к ребёнку, не унижайте его, не вымогайте обещаний.
  • Не допускайте подавления личности ребёнка, угроз, физических наказаний, чрезмерной опеки.
  • Опирайтесь на сильные стороны личности ребёнка.
  • Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени: ребёнок должен видеть вашу заинтересованность.
  • Установите постоянный контакт со школой, интересуйтесь требованиями, предъявляемыми к учащимся.
  • Приучайте ребёнка готовить домашнее задание, несмотря на возникающие у него   затруднения.
  • Оборудуйте ребёнку специальное место для приготовления уроков.
  • Учите ребёнка управлять собственным поведением.
  • Помните: успех вскармливает успех. Лучший источник учебной   мотивации для неуспевающего ученика  - сознание того, что его усилия принесли результат.  
  • Создавайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
  • Верьте в ребёнка, сочувствуйте ему
свернуть

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Советы психолога школы
развернуть

Рекомендации родителям по профориентации детей

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. В учебное заведение - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз или колледж - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

ШАГ 7. Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

свернуть

ДЕСЯТЬ КЛЮЧЕЙ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

350 учителей-инструкторов Международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили эти 10 правил-ключей, чтобы помочь всем нам
развернуть
1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
 
2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
 
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
– Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
 
5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
 
6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
 
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»
 
8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
 
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
 
10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни

- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

- Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

свернуть

СЕКРЕТЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Что влияет на качество запоминания? Как улучшить память школьника?
развернуть

Что влияет на качество запоминания?

Большое значение имеет заинтересованность подростка тем, что он старается запомнить.

Необходимы настойчивость, усидчивость и сила воли: отсутствие воли к запоминанию снижает эффект восприятия материала.

Наличие навыков правильной и планомерной работы (перед изучением просмотреть, что было изучено раньше: концентрируется внимание и восстанавливается в памяти уже изученное, обязательна связь старого и нового).

Многое зависит от внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на плохую память, нужно учиться организованности, собранности.

Неправильное усвоение заданного на дом учебного материала.

Как улучшить память школьника?

Обратить внимание на сильные стороны памяти ребенка: зрительный тип, слуховой, двигательный, сочетание типов (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный – наиболее часто встречающиеся типы памяти).

Организовывать запоминание разными способами, чередовать их, развивать ослабленный тип памяти.

Чаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабее.

Чередовать восприятие прочитанного с припоминанием. Когда уже ничего не припоминается, тогда снова заглянуть в книгу. Прочитав, вновь пересказать, но уже полнее и т. д.

К материалу, который важно запомнить, необходимо возвращаться несколько раз (просматривать материал дома в тот же день когда он был задан и, затем, накануне того дня, на который эти уроки были заданы).

Выделение в запоминаемом материале опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, удачное сравнение, интересный образ), которые потом первыми будут приходить на память. Опорные пункты должны логично вытекать одно из другого.

Ритмизация материала (звучит как стихотворение и легче удерживается в памяти).

Самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.

Взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, периодически повторяя. Через 1 – 2 месяца отмечается безусловное улучшение памяти.

Разгрузка памяти путем применения средств внешней памяти – записных книжек, дневников, карточек, списков…

Рациональная организация места: каждой вещи - свое место.

Метод прогнозирования: «Что произойдет, если мы не запомним такой-то материал?» Чем больше следствий, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.

Метод минимизации – сокращения: редакторские правки или запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.

Прием «обратной развертки»: вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.

Материал делить по смыслу: самое главное и не самое главное.

Чередовать запоминание с другими неучебными видами деятельности.

Как лучше запомнить материал наизусть?

Необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.

Материал должен быть прочувствован и осмыслен.

Целесообразно распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2 – 3 раз, а через некоторое время снова вернуться к повтору.

Наизусть лучше заучивать вечером, перед сном или сразу после пробуждения.

После каждого прочтения стараться припомнить все, что возможно

свернуть

ШЕСТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?
развернуть

Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы).

Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.

Правило второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда “коса находит на камень”.

Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.

Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками.

Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают из брандспойта и комната готова для следующей группы. Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже.

Другой пример относится к подростковому возрасту. Начиная лет с десяти-одиннадцати ребятам становится особенно важно общаться со сверстниками. Ребята часто перестают слушаться родителей и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах “не дружить”, “не ходить”, “не надевать”, “не участвовать”.

Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время родители вошли в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью, согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно.

Что же остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.

Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.

Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.

И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Здесь поможет активное слушание.

Активно слушать ребёнка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребёнка совершенно особое впечатление.

И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки).

И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

свернуть

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Десять советов, как улучшить семейную жизнь
развернуть

Для мужей:

  • Приносите время от времени жене цветы, ухаживайте за ней, проявляйте иногда незначительные знаки внимания, нежность.
  • Благодарите жену за услуги, даже если они мелкие.
  • Не критикуйте жену в присутствии посторонних.
  • Восхищайтесь иногда успехами своей жены, хвалите ее.
  • Выделяйте ей деньги на хозяйство, чтобы она могла их тратить по своему желанию.
  • Проявляйте желание прочитать те книги, которые читает ваша жена, интересуйтесь ее жизнью.
  • Помогайте по дому, поднимайте настроение, когда она раздражена, устала.
  • Разрешите принимать знаки внимания от друзей, знакомых, не делайте ревнивых замечаний.
  • Воздержитесь от сравнения с вашей матерью или женой вашего друга в вопросах приготовления пищи, ведения хозяйства.
  • Проводите с женой больше времени.

Для жен:

  • Прилагайте усилия, чтобы дружелюбно общаться с родственниками и матерью мужа.
  • Воздержитесь от критики его друзей, предоставьте ему полную свободу в делах.
  • Идите на уступки, чтобы избежать ссор, если взгляды ваши расходятся.
  • Прилагайте усилия, чтобы сделать ваш дом привлекательным и уютным.
  • Одевайтесь по вкусу своего мужа: так как ему нравится.
  • Переносите мужественно финансовые трудности, не критикуйте своего мужа за ошибки.
  • Старайтесь изучать интересы мужа.
  • Готовьте для мужа с удовольствием, разнообразьте блюда, делайте сюрпризы.
  • Живите тем, чем интересуется ваш муж. Следите за новостями, новыми идеями мужа.
  • Не высказывайте недовольства по поводу того, когда муж встает, когда ложится спать. Не настаивайте на половых отношениях.

Конечно, используя эти советы, конфликтов в семейной жизни вы не избежите, но их станет значительно меньше, и разрешить их будет гораздо проще.

свернуть

ДОСТАТОЧНО ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ

Тему отношения детей и родителей в психологии начал психоанализ. В литературе это началось гораздо раньше - у Эсхила, Шекспира, Гюго, Достоевского, Толстого, Тургенева. Там все больше про отцовство было до 20 века, потом и про материнство стали писать и исследовать
развернуть

Отцовство и материнство - это складывающиеся Я-ТЫ отношения между ребенком и его родителями. Мы можем выразить эти отношения через некоторые "я-ты послания".

Достаточно хорошая мать реализуется в таких "я-ты посланиях", которые описывают, как ребенок присутствует в мире каждого родителя. 

Хорошо, что ты у меня есть. ( я замечаю тебя, признаю, радуюсь тебе, улыбаюсь, твое присутствие важно для меня, ты вызываешь доброжелательное внимание) 

Мне важно, чтобы у тебя все было хорошо (я внимательна к твоему состоянию, беру ответственность за твой комфорт)

Когда ты в чем-то нуждаешься, обратись ко мне и я постараюсь понять тебя и помочь (я буду внимательна к твоим сигналам и желаниям, я буду доступна для твоих обращений ко мне). 

Я буду рядом, даже если ты не чувствуешь меня (я беру ответственность за свое присутствие в твоей жизни). 

Достаточно хороший отец реализуется в таких "я-ты посланиях": 

Хорошо, что ты мой. (я признаю наше родство, готов делить ответственность за тебя).

Мне важно, чтобы ты вырос достойным компетентными человеком. (Мне важны твои достижения и компетенции, я беру на себя ответственность за твое будущее). 

Если ты будешь делать что-то толковое, я буду поддерживать тебя. (Я внимателен к твоим достижениям, я отвечаю за социальную оценку твоих усилий)

Иногда я буду рядом, а иногда я буду заниматься своими делами. (Я отвечаю не только за тебя, но и за другие события в мире. Ты - только часть этого мира). 

Когда ребенок воспринимает, узнает эти послания, он переживает свою узнанность в своих состояниях данного момента и узнанность в своей интенции к контакту и к росту. Он получает опыт любви и уважения. В его ситуации развития достаточно ресурсов поддержки для риска и встречи с неопределенностью. Хорошо, что ты есть - дает энергию и силу жить, ребенок узнает себя в своих возбуждениях и контактах, узнает другого в его любви. Хорошо, что ты мой - дает чувство принадлежности и защищенности, ребенок узнает себя своей ценности. 

Этот опыт - прививка от токсического стыда. 

Эти послания вместе создают сбалансированную временную систему координат, того, что происходит в данный момент времени, и того, что будет происходить в будущем, задавая вектор роста для ребенка: ты - тот кто ты есть и ты - тот, кем ты будешь. Так же это задает "пространственное равновесие: ты - сам и ты - в отношениях с другими. Эти "послания" адресованы ребенку и проявляются в непосредственным поведении родителей при взаимодействии с ребенком, в способе присутствия в отношениях, в организации его жизненного пространства. Ребенок может воспринять и интегрировать обе позиции (я есть и я связан с другими, я важен для мира сам по себе и я должен делать что-то нужное) без внутренних противоречий, если родители уважают и принимают различия в своих отношениях и ответственностях. 

свернуть

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О СУИЦИДАХ

В отношении суицидов существуют следующие мифы:
развернуть
  • Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.
  • Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это, человек часто отказывается от своих намерений.
  • Существует тип людей, склонных к самоубийству. Все зависит не только от ситуации, но и от ее личностной оценки.
  • Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы.
  • Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях.
  • Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение.
  • Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. На самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность впервые 1 -2 месяца 60 -80 %.
  • Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано.
  • Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ, должен сообщаться не сам факт самоубийства, а то как эту ситуацию можно предотвратить.
  • Самоубийство можно предотвратить, если люди будут загружены работой. Это тоже неправда.
  • Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя самоубийству. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения.
свернуть

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

развернуть
  •  
 
 
 
свернуть

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание сродни искусству: родитель – это художник, а ребенок произведение искусства, подлинность которого можно оценить через много лет
развернуть

Как воспитать малыша, чтобы он был не только развитым, умным, талантливым во всем, но и чтобы рос дисциплинированным, вежливым, культурным человеком? Согласитесь, если развивающих школ сегодня предостаточно, то нравственные основы жизни ребенку может дать только семья. Перед молодыми родителями часто возникает вопрос: какую же систему воспитания выбрать для своего чада?

Как не перегнуть палку в «свободном» воспитании, но и не быть «тираном» для своего маленького воспитанника? Попытаемся приблизиться к золотой середине семейного воспитания и отметим основные правила.

Главный закон

Малыши познают мир с самого раннего детства. Но отношение к миру, окружающим его людям тоже начинает формироваться очень рано. Это отношение ребенок невольно считывает с самых близких ему людей. Со временем оно передается в его поведении, манерах, привычках. Потому один из самых главных законов семейного воспитания заключается в следующей закономерности: каким человеком в будущем вы бы хотели видеть своего ребенка, такими вы должны быть сейчас. Помните, малыш действует по вашему подобию.

Проведите тест-эксперимент

Он поможет выявить проблемы в воспитании, определить приоритеты.

  • разделите лист на 3 части
  • в первой колонке напишите, какие качества в будущем вы бы хотели увидеть в своем ребенке, например целенаправленный (-ая)
  • во второй напишите: имеете ли вы сами эти качества (да/нет)
  • в третьей колонке за каждым качеством напишите, что можно сделать, чтобы это качество появилось и выработалось (дела, поступки, уметь ставить перед собой маленькие цели и добиваться их). Например, малыш хочет новую игрушку (цель есть), а вы по тем или иным причинам пока не собираетесь ее покупать. Предложите ребенку понемногу откладывать деньги в его копилку, а в конце недели кроха достанет свои сбережения и вместе с вами сходит в магазин за вожделенной игрушкой. Цель достигнута, и еще один кирпичик в воспитании целенаправленности положен. Не забудьте расписать такие качества человека, как доброта и вежливость. Именно их не хватает в нашем современном мире. Сейчас у вас есть явное преимущество: родители для малыша – огромный авторитет. Сначала ребенок смотрит, наблюдает за вами, затем подражает действиям,  все новое в этой жизни он познает через вас и вашу реакцию на какие-то события или моменты. Но важно не переусердствовать в этом авторитетном преимуществе.

Мы и дети

Будьте большим другом ребенка, «проводником» в этом многогранном мире. С самого начала относитесь к нему как к равному. Маленький человек пришел в новый, неизвестный мир, он еще не умеет управлять своими чувствами, эмоциями и желаниями. Помогите ему в этом не силой, а сотрудничеством: где-то отвлеките кроху, где-то подскажите, где-то просто не обратите внимания на конфуз. Невозможно предугадать все ситуации, которые случаются с вами и вашим малышом, но применение силы оставляйте на самый-самый крайний случай. Так как ничего, кроме физического и морального ущерба, ребенку это не принесет.

Уважайте личность малыша, его интересы  и желания. Относитесь к нему как маленькой, но личности. Конечно, дети иногда специально испытывают родителей своим неадекватным поведением. Но в этом случае важно правильно отреагировать на происшедшее. Как, спросите вы? Главное – самим оставаться спокойным, не давать эмоциям захлестнуть разум.

Поэтому следующее правило – терпение, терпение и еще раз терпение к своему маленькому человечку. Например, вы пришли с работы усталая, и у вас нет никакого желания играть со своим чадом. Ребенок в знак протеста скидывает все со стола и ожидающе смотрит на вас. Не кричите, а спокойно объясните, что мама пришла с работы усталая, голодная, и предложите ему поиграть с вами … в ресторан. Вы будете поваром, а он – помощником повара. Но сначала надо поставить все, что уронил, на место. А после еды можно поменяться ролями.

Будьте искренни с ребенком. Даже если он совсем еще мал, не бойтесь, что кроха не поймет всех ваших слов. Тон разговора, интонацию речи, и конечно, вашу мимику он обязательно уловит и прочувствует.

Занимайтесь со своим малышом. Помните: вы оттолкнете его от себя сейчас, он оттолкнет вас потом, в более трудный для него и для вас период. Рисуйте, лепите, играйте, читайте ему, общайтесь гуляйте, шалите – все делайте вместе. Наверное, у каждого взрослого остались приятные воспоминания детства, когда родители занимались  только вами, совместно играя во что-то.

Не отталкивайте ребенка от себя, когда заняты домашними делами. Пусть поначалу он будет только мешать. Но потом методом проб и ошибок вы поймете, что ваш помощник делает с наименьшими жертвами для дома. Например, кроха может:

  • вытереть пыль;
  • сервировать стол;
  • вынуть постиранное белье из стиральной машины;
  • «снимать пробу» с продуктов при приготовлении пищи (овощи, фрукты);
  • убрать игрушки.

Больше общайтесь с малышом. Пусть ваш разговор будет похож на дружескую беседу. Но не отступайте от своих слов: что пообещали – выполните. И тогда в будущем ваш ребенок тоже не станет бросать слова на ветер.

Чаще хвалите ребенка. Психологи считают, если постоянно кричать, ругать малыша, то, когда вырастает, он сам станет кричать и уже вас ругать. А если постоянно его одергивать, то будет неуверенным и нерешительным.

Доверяйте крохе. Можете утвердительно ответить на вопрос, уверены ли вы в своем малыше? Если вы ответили «да», то все идет как надо, а если ответили «нет», то спросите себя: «В чем именно я не уверена?» Может быть, он еще что-то не освоил для себя, тогда помогите ему в этом.

Прислушивайтесь к себе. Иногда родительская интуиция лучше всего подскажет, как правильнее поступить в трудной ситуации.

свернуть

КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит, как незаживающая рана. Это приводит к разводам или охлаждению отношений. На такие конфликты нельзя махнуть рукой, нельзя забыть, нельзя страдать привычно и покорно. Что же необходимо сделать?
развернуть

Старайтесь следовать следующим правилам.

Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтесь услышать друг друга, правильно понять. Чаще всего причина обрастает несуществующими претензиями и придирками, за которыми не видно истинного смыла конфликта. Пусть сначала говорит инициатор конфликта — обиженный супруг. Часто его претензии — это своеобразный зов о помощи, именно так надо расценивать поступки инициатора. Тем более что чаще именно он хочет наладить отношения в семье. Не стоит отмахиваться от его эмоциональных речей, выслушайте претензии и обиды, не перебивая. Но и инициатору стоит обдумать свои слова, не предъявлять неясных упреков, не говорить намеками. Ясно сформулированная, искренняя речь — лучший помощник в разрешении конфликта.

Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель — установить доброжелательную обстановку в семье, не забывайте об этом ни на минуту. Конфликт, ссора не равна битве. Потому победа здесь не важна, а важно наладить отношения. В связи с этим нельзя допускать личные оскорбления, указания на недостатки. Лучше обсудить ошибки, просчеты, проступки, а не личные недостатки друг друга. Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно, вольно или невольно, примет какую-нибудь сторону, вряд ли посторонние люди будут справедливы в оценке ситуации. Неприемлемо участие в конфликте ребенка, так как именно он страдает больше всего от ссор родителей. Постарайтесь также избегать агрессивного поведения и повышенного эмоционального тона. Если вы будете вести себя спокойно и сдержанно, вам легче будет договориться, так как не будет возникать раздражение.

В конфликте держитесь существа разногласий, не отвлекайтесь от обсуждения темы, не пытайтесь сразу выяснить все проблемы. Может потребоваться много времени для выяснения всех разногласий. Обсуждайте самую больную точку отношений, обстоятельно разберите все нюансы и ошибки. Не высмеивайте мнение супруга, даже если оно кажется вам нелепым, абсурдным. Важно понять позицию друг друга.

Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга. С другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий, довольствоваться надо хотя бы частичной уступкой. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма— это ведет к большим разногласиям.

Проявите чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Имейте мужество признать ошибку, если вы ее допустили, необходимо подойти и извиниться. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.

Несколько правил, чтобы сойтись характерами

Правило № 1. Старайтесь не идти па конфликт. Скажите себе,, если ваш супруг затевает ссору: «Стоп! Не поддавайся!». Скажите ласковое слово, обнимите и поцелуйте, чтобы ваш супруг оттаял, опомнился. Помните: то один, то другой супруг должен играть роль сдержанного и терпимого. Преодолевайте свое скверное настроение с помощью чего-нибудь приятного.

Правило № 2. Не старайтесь скрыть обиду, отложить ее на завтра. Говорите о сути конфликта, не напоминайте старых грехов.

Правило № 3. Учитывайте настроение супруга, даже если уверены, что он не прав. Оно может не совпадать с вашим, поэтому старайтесь не требовать выполнения ваших желаний тогда, когда у супруга плохое настроение.

Правило № 4. Не упрекайте для того, чтобы вызвать замешательство и натиском принудить выполнять то или иное требование. Психологи советуют действовать наоборот: «Хочешь упрекнуть — похвали!». Этот аванс может дать хорошие результаты.

Правило № 5. Прежде чем сказать о своей обиде супругу, подумайте один на один с собой, что именно вас не устраивает. Часто причиной обиды становится ваша усталость, раздражение.

Правило № 6. Учитесь мириться друг с другом. Здесь поможет иносказание. Включитесь в общую работу, употребляя объединяющие слова «мы», «наше», «у нас». Потом садитесь за стол переговоров, где возможны будут признания ошибок.

Правило № 7. Проявляйте искренний интерес к человеку. Старайтесь вникать в то, что волнует вашего супруга. Это поможет избежать ссор.

свернуть