Родительские университеты

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Родительском университете»

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 140 г. Минска»

 

1.Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 140 г. Минска».

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

  • формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
  • расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
  • овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
  • развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

  • для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
  • для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;
  • для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

  • прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

  • дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

План работы родительского университета

для законных представителей учащихся

на 2021/2022 учебный год

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

11

Помощь ребенку в адаптации к школе

04.09.2021

лекция

педагог-психолог

 

12

Организация режима дня школьника

06.11.2021

беседа

медицинский работник

13

Ценности, традиции и обычаи семьи

10.01-15.01.2022

круглый стол

классный руководитель

14

Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

02.04.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

2

2-е классы

21

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

11.10-16.10.2021

беседа

классный руководитель

22

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

14.12.2021

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

23

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

05.02.2022

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

02.05-07.05.2022

круглый стол

классный руководитель

3

3-е классы

31

Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

27.09.2021

беседа

классный руководитель

32

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

Особенности межличностного общения.

Самооценка младших школьников.

24.12.2021

семинар-практикум

педагог-психолог

33

Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

19.01.2022

дискуссия

педагог социальный, медицинский работник

34

Семья как система межличностных взаимодействий.

Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

16.04.2022

 

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

4

4-е классы

41

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

18.09.2021

вебинар

педагог-психолог

42

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

08.12.2021

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

43

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

19.02.2022

конференция

педагог-психолог, классный руководитель

44

Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

16.05-20.05.2022

дискуссия

классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

11

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

20.09-24.09.2021

семинар-практикум

классный руководитель

12

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

20.11.2021

круглый стол

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

13

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

05.05.2022

дискуссия

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

21

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

11.09.2021

лекция

педагог-психолог, педагог социальный,

22

Отклоняющееся поведение подростков.

Профилактика зависимостей в подростковой среде.

17.12.2021

семинар-практикум

педагог-психолог

23

Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

12.03.2022

форум

педагог-психолог

24

Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

14.05.2022

конференция

педагог социальный

3

7-е классы

31

Факторы и причины правонарушений.

16.11.2021

круглый стол

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

32

Возрастные особенности 13-14-летних подростков.

08.01.2022

лекция

педагог-психолог

33

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

Правила взаимодействия с подростком

26.02.2022

дискуссия

педагог социальный, педагог-психолог

34

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

09.04.2022

беседа

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

41

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

09.10.2021

беседа

педагог-психолог

42

Насилие и безопасность наших детей.

Профилактика основных рисков.

11.12.2021

форум

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

43

Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения

26.03.2022

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

44

Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

14.05.2022

семинар-практикум

 

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

51

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

25.09.2021

лекция

педагог-психолог

52

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

27.11.2021

семинар-практикум

педагог-психолог,

педагог социальный

5

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

12.02.2022

беседа

педагог-психолог

54

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

23.04.2022

форум

педагог-психолог

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10-е классы

11

Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

28.09.2021

Лекция

педагог социальный

12

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.

13.11.2021

круглый стол

педагог-психолог

13

Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Рискованное поведение молодежи.

Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

19.02.2022

беседа

педагог социальный

14

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

18.04-22.04.2022

дискуссия

классный руководитель

 

2

11-е классы

21

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

23.10.2021

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

22

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

18.12.2021

конферен-ция

педагог социальный

23

Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

12.03.2022

форум

педагог социальный, классный руководитель

 

24

Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

14.05.2022

мастер-класс

педагог-психолог